Иван Васильевич Симаков - "Русский богатырь Святогор тянет суму переметную". 1917г.

 

Мне не придано тут ездить
На святую Русь, 
Мне позволено тут ездить 
По горам
да по высокиим... 
На тых горах высокиих,
На той Святой горы,
Был богатырь чудный,
Что во весь же мир он дивный,
Не ездил он на святую Русь,
Не носила его да мать сыра земля. 
.
 
 

ГОЛУБИНАЯ КНИГА СОРОКА ПЯДЕНЬ

Вначале сотворил Бог небо и землю...
И трудился Создатель шесть дней: свет отделил от тьмы, создал твердь, от нее отдельно – воду; твердью воду разделил, назвал твердь небом; потом он явил сушу, а воды собрал в моря; и велел произрастать на земле всякой зелени: травам, сеющим семя, деревьям, приносящим плоды; затем светила создал, чтобы светили они на землю; и сотворил душу живую, придумал пресмыкающихся многих, рыб больших и малых, птиц пернатых, множество животных, благословил их, велел моря и сушу наполнять и размножаться...
И потом сказал:
– Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они – человеки – над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
Так и поступил Бог. Сотворил человека – мужчину и женщину – из праха земного по образу и подобию Своим. И назвал первых людей Адамом и Евой.
Сказал им Бог:
– Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу...
Насадил Господь для человека рай в Едеме – на востоке сад прекрасный. Много разных деревьев было в этом саду: вечнозеленых, с красивыми благоухающими цветами, с большими и вкусными, чудными плодами; и древо жизни здесь было, а также было древо познания добра и зла.
Адам и Ева жили счастливо в райском саду. Все им позволялось в раю светлом: и птичек голосистых слушать, и со зверями милыми играть, и друг другом любоваться, и кушать лакомые плоды. Только запрещалось вкушать плоды с древа Познания, ибо знал Господь, что не всякое знание созданному им человеку на пользу и не всякое знание – по силам... Такой счастливой жизнью жили Адам и Ева триста тридцать три года. И жили бы они в светлом раю вечно, кабы не хитрый искуситель змей. Искусил он Еву отведать запретного плода. Любопытная Ева послушалась змея, откусила от плода и Адама на это подбила. От одного плода вкусили они, и раскрылись у Адама и Евы глаза; они увидели, что наги и оттого смутились, прикрылись листочками, спрятались между деревьями.
Скоро узнал Бог, что вкусили Адам и Ева от запретного плода, разгневался очень и изгнал ослушников из сада Едемского.
Сказал им Господь:
– Вот, познали вы, что такое добро и зло. Сочли себя достойными этого знания... И живите теперь сами по себе. Ева будет в муках детей рожать, а Адам в поте лица – землю возделывать, дабы питаться от нее.
Начали жить Адам и Ева сами по себе. Тяжело им пришлось. Поле корчевали, выдирали из земли терн – до кровавых мозолей работали. Жизнь в Едеме, как прекрасный сон, вспоминали. Поле засевали, жили впроголодь. Прорастали семена, Адам с Евой от голода пухли. Урожай собирали – раз в году досыта наедались. Ото льна одевались, от лыка обувались. Ева в муках детей рожала. И пошел от нее род человеческий, ибо стала она матерью всех живущих на земле. От нее и православные христиане пошли.
Но когда из сада райского изгнал Господь Адама и Еву, он их не только блаженства лишил, но и бессмертия. Хотя пожил Адам немало – девятьсот тридцать лет. И однажды умер.
Погребли святую главу Адамову на высокой горе Сионской.
Человечество множилось. Множились и грехи. Великий блуд был... Смотрел, смотрел Господь с небес на блуд этот и однажды прогневался весьма и решил всех людей уничтожить. Оставил он только праведного Ноя с семейством, ибо душа у этих людей была велика и чиста, а помыслы высоки. Даровал Господь Ною благодать, подсказал ковчег строить и велел в ковчег тот каждой твари по паре взять...
Потом был великий потоп, в коем всех грешников Бог истребил... Только Ноево семейство и осталось.
И вот после потопа этого свершилось чудо: на горе высокой Сионской возле главы святой Адамовой росточек пророс. Вырос этот росточек в прекрасное стройное дерево – кипарис. Много столетий он рос и с горы Сионской много всего видел, и все виденное в нем запечатлелось; потому был сей кипарис – древо мудрое, древо мысленное; само по себе – достойное почитания и поклонения. А возле кипариса иногда выпадала с небес диковинная книга голубиная. Это была книга из книг – прекрасная, совершенная, мудрая, как сам нетленный мир, устроенный Творцом.
В длину голубиная книга была – сорока пядей; в ширину эта книга была – двадцати пядей; а в толщину была она тридцати пядей.
Что за чудесная книга! Вершина творения ума и рук! И вид ее – само благолепие, и содержание – глубина, полнота. На любой вопрос в ней можно было ответ найти. Кто написал ее? Не сам ли Бог?
Она выпала из небес, как чистая роса. И как в росе, в ней весь мир отражался. Как на ладони были – Добро и Зло… А ночью эта книга – как светило была, как звезда путеводная. Сияла книга прекрасным светом. И всякий, кто видел тот свет, глядел на него с благоговением, будто на само божество. Тот свет возбуждал в разуме каждого жажду познания, а в сердце познавшего пробуждал любовь.
О, что за роскошный подарок небес человеку – эта голубиная книга сорока пядей!..
Среди людей пошла молва: на горе-де Сионской в роще кипарисовой возле главы Адамовой святой новая звезда зажглась. Пошли люди посмотреть, что за звезда. И увидели книгу голубиную. Потрогали ее, пробовали в руки взять. Но не вышло: велика была книга, тяжела. Открывали ее эти люди, но прочесть не смогли: славились они сильными ногами, да слабой головой – грамоте не обучены были. Те, что читать могли, не очень крепкие ноги имели, не успели еще на гору подняться.
Но вот время какое-то прошло и собрались в роще кипарисовой со всего мира мудрецы: сорок царей с царевичами, сорок королей с королевичами, сорок калик со каликою. И с ними могучие богатыри. Становились они в единый круг, в середине книга лежала. На нее глядели мудрецы с трепетом, решали, кому книгу раскрыть – кому чести такой удостоиться. Промеж себя мудрейшего искали, чистейшего, набожнейшего. Решили наконец, что есть среди них такой достойный, и имя его назвали: Волотомон Волотомонович, царь.
Вышел этот царь к книге. Однако не спешил ее касаться. Говорил он такие речи:
– Слышал я, почтенные мудрецы, и вы, богатыри могучие, что книга голубиная сорока пядей уже однажды выпадала на землю. И есть на свете мудрец достойный, который ее уже читал. Вот и подумалось мне: не позвать ли сюда этого мудреца старого царя Давыда Евсеевича?..
Согласились цари и короли, калики и богатыри, велели какому-то человеку позвать названного царя.
Поднялся на гору Сионскую древний старец – Давыд Евсеевич. Поклонились ему все присутствующие, на книгу вежливо указали:
– Посвяти нас в нее.
С великим трепетом, с любовью, полуприкрыв глаза, провел Давыд Евсеевич морщинистыми сухими руками по книге. Тихо спросил:
– Кто нашел ее?
Указал на каких-то молодцов Волотомон Волотомонович, царь:
– Вот они. Ноги у них сильные. Первыми эти молодцы прибежали...
Заметил старый царь:
– Самые первые – не значит, самые достойные.
От всех просил Давыда Евсеевича царь Волотомон:
– Раскрой эту книгу, мудрейший из мудрейших. Прочитай нам из нее, отец всевидящий, всезнающий: от чего начался наш белый свет? от чего началось солнце праведное? от чего начался светел месяц? от чего началась заря утренняя? от чего началась и вечерняя заря? от чего началась темная ночь? от чего начались частые звезды?.. Это знать хотим! Прочитай нам, премудрый старец.
Отвечал им царь Давыд Евсеевич:
– Вижу перед собой достойное собрание: мудрецы и богатыри! И книгу чудесную перед собой вижу – великую голубиную книгу! В длину она сорока пядей, в ширину – двадцати пядей, а в толщину она – тридцати пядей. И тяжела эта книга – на руках не удержать. А неграмотному читать – не прочесть... Все это я вижу. Но вот буквиц меленьких уже не увижу. Стал с годами я зрением слаб, стал с годами силен памятью. Помню, однажды уж раскрывал я голубиную чудесную книгу, и, уже задавали мне вопросы цари и царевичи, короли и королевичи, калики и богатыри; они спрашивали: от чего начался наш белый свет? от чего началось солнце праведное? от чего начался светел месяц? от чего началась заря утренняя? от чего началась и вечерняя заря? от чего началась темная ночь? от чего начались частые звезды?.. Я не буду, почтенные мудрецы, книгу голубиную раскрывать. Отвечу вам по памяти...
Руку к книге приложил старец, улыбнулся светло: будто в день холодный и сырой согрела его эта книга.
Сказал мудрый царь:
– Здесь написано: белый свет – от лица Божьего, солнце праведное – от очей его, светел месяц – от темечка, темная ночь – от затылочка, зори утренняя и вечерняя – от бровей Божьих, частые звезды – от кудрей Господа.
Поклонился старцу царь Волотомон Волотомонович, молвил такое слово:
– Ты, премудрый Давыд Евсеевич, своей памятью стародавней еще нам скажи, что написано в этой книге. Много нас тут собралось и у каждого, пожалуй, найдется, о чем спросить. Так ты ответь, уважаемый.
Кивнул старый царь:
– Спрашивайте. Крепка моя память. А в книге этой на всякий вопрос ответ найдется.
Тогда спросил вежливо Волотомон Волотомонович:
– Скажи, мудрейший из мудрых, какое море всем морям отец?
Ответил старец:
– Так много морей на свете, что все их не упомнить, не перечислить. И за целую жизнь все моря не обойти. Однако все они из одного великого моря выпали – из моря-океана. И океану же все реки покорились: большие и малые, быстрые, своенравные и медленные, величавые, реки горные и реки низменные, а с ними все ручьи и ручейки; а также горные ледники, также и подземные реки – через них и многие озера. Что сказал вам – написано в этой книге.
Спросили короли и королевичи:
– Скажи, премудрый царь Давыд Евсеевич, которая рыба всем рыбам мать?
Ответил старец:
– Всем рыбам мать – кит-рыба. Так написано в этой книге! И разве сей ответ не очевиден? Ведь на семи китах земля наша держится.
Спросили сорок калик со каликою:
– Ответь, премудрый человек, которая река всем рекам мать?
Ответил старец:
– Всем рекам мать – Иордан-река. Так в этой книге написано! Всякий раз, паломники, в воды Иордана входя, разве не отвечаете вы на этот вопрос? А потому Иордан-река первая из рек, что крестился в ней сам Иисус Христос.
Спросили могучие богатыри:
– Скажи нам, почтенный старец, которая из гор всем горам мать?
Ответил старец:
– Всем горам мать – гора Сионская. Так написано в этой книге!.. На горе Сионской растут рощи кипарисовые, а берется сера по всем церквам, по всем церквам – место ладану...
Спросил мудрец Волотомон Волотомонович, царь:
– Скажи, достойнейший из достойных, которое древо всем древам отец?
Ответил старец:
– Кипарис-древо – всем древам отец. Так в этой книге написано! Задумайтесь, мудрецы, может ли быть иначе? Ведь на кресте кипарисовом был распят сам Иисус Христос, небесный царь.
Спросили цари и царевичи:
– Скажи, премудрый Давыд Евсеевич, которая из трав всем травам мать?
Ответил старец:
– Плакун-трава – всем травам мать. Так написано в этой книге!.. Вспомните, мудрые мужи, вы не раз слышали об этом: когда распяли Христа на кресте кипарисовым, под крестом Богородица стояла, плакала. Нечем ей утереться было. И утирала матерь Божья слезы горючие плакун-травой...
Спросили короли и королевичи:
– Скажи, мудрый царь Давыд Евсеевич, который из зверей всем зверям отец?
Ответил старец:
– Единорог-зверь – всем зверям отец. Так в этой книге написано! Почему? Разве не догадываетесь?.. Он так могуч, он так тяжел, что не держат его горы каменные, не носят его быстрые реки. Посему ходит единорог под землей. А еще написано в великой книге Голубиной, что однажды выйдет единорог из-под земли и будет искать себе противника. И найдет он противника достойного – лютого зверя льва. Сойдутся они в чистом поле и не один день будут драться. Беспощадная и кровавая это будет битва! Меж собой эти звери станут решать, кому над всеми зверями царем быть... И единорог-зверь уступит, покорится свирепому льву – потому что от рождения лев подписан: царем ему быть. И знает лев, что над зверями ему царствовать. Потому держится так уверенно и смело, потому и хвост у него – колечком...
Спросили сорок калик со каликою:
– Скажи, мудрейший из мудрейших царь Давыд, которая из птиц всем птицам мать?
Ответил старец:
– Всем птицам мать – Нагой-птица. Так написано в этой книге! Живет Нагой-птица на безбрежном океане-море, вьет гнездо на белом камне. Однажды подплыли к этому камню незваные гости корабельщики, хотели поглядеть на гнездо Нагой-птицы, хотели на птенцов ее подивиться. Потревожили Нагой-птицу, встрепенулась она. Оттого океан-море всколыхнулось и моря расходились, и быстрые реки разлились. Тогда потонуло много червленых кораблей и было много жертв напрасных...
Спросили могучие богатыри:
– Скажи, старец почтенный, который из городов всем городам отец?
Ответил старец:
– Иерусалим-град – всем городам отец. Так в этой книге написано. А потому Иерусалим всем городам отец, что распят в нем был Иисус Христос, сам царь небесный.
Спросил мудрец Волотомон Волотомонович:
– Скажи, почтеннейший из почтенных, почему эта книга называется Голубиной?
Улыбнулся старец;
– Голубиной ее назвали в народе, быть может, потому, что выпадает она с небес. Но называется эта книга Глубинной, или иначе – Мудрой. На все вопросы в ней ответы есть.
Долго еще спрашивали мудрецы о том, о сем царя Давыда. Крепка у него была память стародавняя: все, что в книге чудесной он когда-то прочитал, ныне людям рассказывал. Может, и теперь еще рассказывает. Но узнает об этом тот, кто поспешит поднятьсд на гору Сионскую, кто поищет почтенное собрание в кипарисовых рощах...